Новинка: двойник
Статья посвящена анализу фильмов «Пражский студент» сквозь призму психоанализа.
Кто этот человек в зеркале? Кто я? – эти вопросы поднимаются в фильмах. С одной стороны, это исследование темных сторон личности, зла, которое или в тебе, или снаружи, как у Кубрика в «Сиянии». С помощью чар волшебника мы видим на экране раздвоение героя. Отделения человека от его зеркального изображения, расщепление на несколько составляющих, что является познанием героя себя, своего рода интроспекцией. Это один из первых фильмов ужасов.
По Лакану, зеркало делает из обезьяны человека. Происходит первое рождение будущей личности, если не считать чисто биологический этап. Вопрос идентичности – один из самых важных в культуре. Куда себя причислить – и нужно ли причислять? Или выделить из других? Сравнить. Да, причисление, вычисление себя, встраивание в систему координат – это тяжкое испытание. Но культура требует этого испытания, этой рефлексии. Требует наших страданий, иначе мы ничем не будем отличаться.
Невозможно увидеть самого себя. Нарцисс нарушил этот закон, попытавшись. За это ли он умер? Или за свои поступки, ведь он был гоним всеми, кого отверг? Может, невозможно смотреть в прошлое, в себя? Здесь так много вопросов. И отвечать на них мы должны сами…