Расширяем спектр восприятия, новая рубрика

Опубликовано: 23.5.2019
видеть ушами и чувствовать магнитное поле: расширяем спектр восприятия

Эта разница между нами и животными совсем не означает, что мы меньше способны к восприятию. Это говорит о том, что изменения, которые происходили с нами в процессе эволюции, предназначены для выживания в совсем других условиях. У людей есть большой палец на руке — очень полезная штука, данная нам в процессе развития, с помощью которой мы можем успешно жить и работать. А рак-богомол с уникальным стереоскопическим зрением счастлив вообще без пальцев, потому что находится в другой среде, предъявляющей совсем иные требования.

По сути, чем больше вы взаимодействуете с миром, тем богаче запас реакций, с помощью которых вы правильнее отреагируете в той или иной ситуации. Это еще один способ сказать: быть активным не просто важно — жизненно необходимо с точки зрения нейрофизиологии.

В течение десяти лет научная группа из Оснабрюкского университета в Германии занималась исследованием магнитных воздействий с помощью пояса feelSpace — экспериментального устройства, расширяющего границы человеческого восприятия и поведения. В пояс встроен компас, который вибрирует с той стороны, где находится магнитный север, и таким способом расширяет для владельца диапазон чувств, позволяя ориентироваться на местности.

В исследовании этой группы участникам нужно было семь недель носить feelSpace весь день, снимая только на ночь или во время длительной неподвижности. Они носили его постоянно в течение дня: на ходу, на работе, когда вели машину, ели, гуляли на природе, проводили время с друзьями и с семьей — всегда.

Все фотографии — отсюда.

Результаты эксперимента опубликованы с восклицательным знаком, подтверждая врожденную способность мозга адаптироваться. У людей, которые носили пояс, обнаружились значительные изменения в их пространственном восприятии. Они стали чувствовать, где какая сторона света, и улучшили «глобальную субъективную ориентацию на местности».

Но даже если внутри удается крутиться и поворачиваться, все равно окна нас ограничивают. Итак, понятно: наши способности воспринимать мир очень стеснены, и мы можем с удивлением обнаружить, что окна восприятия на самом деле меньше, чем кажется. Возьмем, к примеру, свет — узкий пучок электромагнитного излучения, видимый человеческим глазом. Мы не видим ни ультрафиолетовое, ни инфракрасное излучение. В то же время другим видам природа подарила куда более продвинутые «технологии», позволяющие им воспринимать гораздо больший диапазон излучения, чем человеку.

Северные олени в основном известны способностью чувствовать запахи, но их зрение тоже очень любопытно: они видят в ультрафиолете. Это, по сути, устройство, настроенное на поиск еды, подобно сильно развитому обонянию ищеек.

Возвращаясь к метафоре с домом на колесах, можно сказать, что окно, через которое мы смотрим на мир, — крошечный чердачный глазок, а у других видов это стеклянная стена — как «французское» окно от пола до потолка.

В 1992 году в калифорнийском городе Сакраменто появился на свет Бен Андервуд, который из-за болезни глаз в три года стал абсолютно слепым. Его мать уже тогда знала: с сыном все будет хорошо. Она заставляла его учиться прыгать вверх и вниз по ступенькам и делать другие сложные упражнения на ориентирование в пространстве, которые иногда не получались. К четырем годам Бен начал адаптироваться благодаря… умению щелкать языком. Мать всячески поощряла такое поведение сына, понимая, что это его новый способ «видеть» мир. Сам Бен был, вероятно, слишком мал, чтобы понять природу своих действий.

У шмелей очень тонкое цветовое зрение, и это позволяет им чувствовать УФ-излучения. Интересно, что их способность различать цвета появилась в процессе эволюции даже раньше, чем окраска у цветов.

В дополнение к пространственному восприятию у участников исследования изменились манера перемещаться и ориентироваться на местности. Это пример того, как на деле работает способность видеть мир по-другому. Наш мозг достаточно велик, чтобы мы могли научиться чему угодно.

Бен мог уверенно ориентироваться на местности, отличить маленькую машину от припаркованного грузовика, а однажды узнал соседку, которая шла по тротуару за пять домов от него, по специфическому звуку шагов в сандалиях. Конечно, этот метод Бена ориентироваться в пространстве, используя акустику, уже несколько миллионов лет существует в природе как результат эволюции: называется он эхолокация. Именно с его помощью двигаются летучие мыши. Способность Бена «видеть» по-другому позволила ему справиться с проблемой потери зрения и жить как самый обычный мальчик. Удивительно, но он гонял на велосипеде по окрестностям, играл в баскетбол и даже выигрывал у брата в видеоигры, потому что понимал значение того или иного звука.

История Бена свидетельствует, как человек может приспособиться к определенным условиям, и, конечно, это инновационная идея. То, что мальчик стал применять эхолокацию, показывает, как меняется мозг. Получается, с точки зрения нейрофизиологии, его опыт не удивителен (хотя, безусловно, исключителен), но доказывает, что и мы можем физически изменить свой мозг.

С самого первого дня все представители нашего вида приспосабливаются. Мозг просто ищет способы выжить. Некоторые из них банальны (найти еду, съесть ее), другие крайне изобретательны (использовать уши, чтобы …видеть; об этом чуть позже). Именно поэтому настолько важна активная вовлеченность: таким образом мы получаем доступ к неврологическому ресурсу — и новшествам восприятия, которые физически базируются в мозге, но не используются.

Статья подготовлена по книге «Преломление». Читайте и расширяйте спектр собственного восприятия.

Механизм восприятия можно сравнить с пребыванием в доме на колесах (не слишком удачное сравнение, но для наших целей сойдет). Наши чувства восприятия — это окна дома, их пять: зрение, обоняние, слух, осязание и вкус. Из каждого окна мы получаем от внешнего мира разную информацию.

Источник: http://exchangevisits.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться